ПОРХУН И БЕРУША


Иллюстрация: Екатерина КОВАЛЕВА

Порхун – бабочка.
Нюхи – усы у жука.
Беруша – ладошка
(Из детского словаря)

Понятна мысль моя неглубокая?
Фаина Раневская

Бабочка на детской ладошке…
Махаон на детской руке…
Что может быть прекраснее?
Бабочка на детской ладошке – это всегда раскрытая ладошка, всегда ввысь, в синеву, всегда – РАСПРАВЛЯЯ КРЫЛЬЯ!

Кто первый из двух милых существ воспарит?
Они оба летят! Бабочка – так, ладошка вместе. Ребенок и бабочка вместе летят. Их единство, само единство летит.
Единство двух существ, НЕ ЗНАЮЩИХ ЗЕМНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ!

Когда человек повзрослел? Не Ребенок, а человек?
Когда приземлился, захотел большего, толкнул плечом, взял ипотеку.

Но бабочке и детской ладошке все нипочем!
Они ЛЕТЯТ, ОНИ БЕРУТ РАЗГОН, ОНИ ВЗЛЕТАЮТ!
Потому что они – БАБОЧКА И ДЕТСКАЯ ЛАДОШКА.
Они – существа ИНОГО ПОРЯДКА, иного ВНУТРЕННЕГО СТРОЯ.

Красиво?
Красивая картинка?
Еще бы!
Самая красивая картинка в мире! САМА КРАСОТА!
КАК МАТЬ И ДИТЯ. КАК ДОН КИХОТ И РОСИНАНТ. КАК ПОРХУН И БЕРУША.

Если бы я был Гениальным (непременно Гениальным) Художником, я бы создал галерею ПАРЯЩЕЙ КРАСОТЫ!
Ничего заумного:
“Пасечник и улей”,
“Креолка и виноград”
“Жниво и канадский агроном”
“Око и небо”,
“Дуб и волк”,
“Муза и Поэт”,
“Ангел и снегирь”,
“Детская ладошка и Махаон”!

ДЕТСКАЯ ЛАДОШКА И МАХАОН!
Почему нет такой картины в мировой живописи?
Известной картины. Известной картины каждому. Как «Мона Лиза», например. Почему “Мона Лиза”? В чем ее загадка?

А! Может, потому-то и нет картины, что в Ладошке и Махаоне нет загадки! Да! Нет загадки!
Потому что Детская ладошка и Махаон – САМА РАЗГАДКА!
Сама Простота, Само Естество, Сама ЖИЗНЬ!

Поэтому не та “Мона” висит в Лувре!
И ребенок это знает. Внутри себя знает. Его не проведешь. И даже, если папа в Лувре прикажет, дитя кивнет, крепче сожмет в кармашке индейца и вспомнит любимого «Шаолиня» на стене.

Да-да-да! Ребенок знает! Он все знает! Внутри него особый хронон – Время Собственное, абсолютно отличная от взрослого Самобытная Жизнь!
И восприятие Жизни!
Потому что он СВОБОДЕН!

Ребенок Свободен от всего: условностей, социальных пут, обязанностей (не путать с ответственностью), ложных кумиров, пессимизма, рабства! Потому-то, когда дядя фашист в концлагере роняет перчатку, которой же бьет Ребенка, Ребенок, быстро наклоняется и доверчиво подает дяде.

ДОВЕРЧИВОСТЬ! ВЕРА В СПРАВЕДЛИВОСТЬ, КРАСОТУ, ГАРМОНИЮ И ДОБРОТУ ЖИЗНИ!
Вот еще, что есть у Дитя и нет у взрослого.
Вернее сказать, и взрослый верит, хочет верить в справедливость, но ДИТЯ ДАЖЕ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО МОЖНО СОМНЕВАТЬСЯ!

И что же дальше? А дальше, проходят годы, и Дитя становится подростком. И впервые влюбляется. Хотя нет! Дитя впервые влюбляется еще Ребенком, во втором классе! И не абы как, а по-взрослому! Взрослым, глубоким чувством и на ВСЮ ЖИЗНЬ! Да! Еще Ребенком Дитя провожая ЛЮБИМУЮ ДЕВОЧКУ домой и, сжимая в кулачке ЕЁ портфель, про себя клянется: ЛЮБИТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ, ЗАБОТИТЬСЯ и даже уже прикидывает, КАК воплотит! И уже ночью, засыпая, рисует взрослую жизнь, и откуда-то взявшимся взрослым рассудком подбивает смету.
Ага.
ПО-ВЗРОСЛОМУ.
Откуда?
Оттуда, что Ребенок ВСЕ ЗНАЕТ.
Заложено.
Посему “Мальчик и любимой Девочки портфель” даешь в Лувр, в главный зал вернисажа!

Мальчик и девочка, две поднятые руки: сжатая кисть – портфель, открытая ладонь – махаон, покрывало облаков – лазурь!

Парк и лавка. Любимой девочки портфель, махаон на кожаной ручке – клятва перочинного ножичка резьбой по сердцу –
«Порхун и Беруша! Навсегда!»

Да!
Так!
И так ПРАВИЛЬНО!
И так КРАСИВО!
И так ИСТИННО!!!

А что же потом?
Потом жизнь! И вот мальчик уже подросток! И те же Чувства и та же Глубина, но уже внутри, наедине, в походе, в пионерском лагере!
А дальше?
Снова годы.
Даже десятилетия – и?

Да! Ни ладошки, ни бабочки, ни портфеля, ни клятвы, ни Дитя! Одна бытовуха и косность.
Приземлились.
Приехали…
И уже не подняться.

Точно?
Точно не подняться?
Кто сказал, что полностью приземлились?
Ага. Как же! А почему “Мона Лиза” до сих пор не нравится?
Вкус не развит?
Опять не дорос?
Если честно, дитя и не хочет дорастать. И сколько ни смотри, ни убеждай не нравится и все! НЕ под воз-дейст-ви-ем! И знаю почему. Ребенок может дома на репродукцию миллион раз смотреть и каждый раз безрезультатно. То есть Джоконда сама по себе, юнец сам по себе. Как школьник в виду завуча. К тому же дитя НЕ ЗНАЕТ, что Лизу Герардини, оказывается, надо насильственно любить. К тому же он ЗНАЕТ, что завуч не любит никого и ничего, кроме кофе в директорской. «Завуч мне никто, я ей никто» подсознательно полагает дитя и дальше бежит.

Но если Порхуна остановить и быстро спросить, а почему Джоконда нравится всем остальным, он также быстро ответит – «Заставили. Сами себя заставили. Взрослым делать нечего, вот и маются дурью. Разве вы, взрослые, не помните легкий надлом, негромкий хруст в душе перед тем, как полюбить? Или вы уже не различаете, где ломка, а где рост?
Хм!
Любить!
Любить надо маму, бабушку, мороженку, хреновину, Алису Селезневу, Констанцию, Золушку трех орешков Либушу Шафранкову, Анастасию «звезду мою» Ягужинскую, Сандру, Си-Си-Кетч, Светку Синеокову – вот кого надо любить, а не эту мочалку в парче. И ладно бы она была с саблей, вся в доспехах, верхом на красном коне, а то сидит себе в анриле, как ежик в тумане. Че задумала? Че хочет?»

Ага! Стало быть, не все умерло! Не все приземлилось!
А вот Карлсон нравится, хоть его картины в Лувре тоже нет! Нравится, потому что у него есть пропеллер, он живет, как птица, он БЛИЖЕ К ЗВЕЗДАМ, и ОН ТОЖЕ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ТАКОЕ ПРИЗЕМЛЕНИЕ!
Вот молодец-то!
И не важно, что выдуманный персонаж!
Боевая тетя Линдгрен сама и есть и Карлсон и Эмиль и Мио и Пеппи и Рони!
Кто-кто, но Она не приземлялась!

Хорошо. Ну а что делать тем, кого засосало? Пропеллер купить?
А если серьезно?
Начать разгребать завал!
Разобраться! Где? Когда? ПОЧЕМУ УЛЕТЕЛ МАХАОН, А ДЕВОЧКА СОСТАРИЛАСЬ?
Найти Ладошку с Бабочкой.
Вспомнить ту Девочку.
Да. Понимаю. Мы живем с чистого листа, часть листа уже исписана, не стереть. Но лист БЫЛ ЧИСТ.
Была та самая Первооснова.

Вспомнить себя ребенком, подростком, потом, до того, тогда, там-то, с тем-то..

Каким ты был?
Кто смотрел на мир изнутри? Так естественно, просто, спокойно, чисто смотрел.
Кем был в 13-ть?
Какой цвет был у мира?
Аромат?
В какого влюблялся?
Сколько длился летний день, каникулы?
Как любил болеть в школьное время?
Какие клятвы себе давал?
Или обещания?
Или это рвалось изнутри, и ты просто знал, что будет так и все тут!

Но вернемся к мальчику с его ВЗРОСЛОЙ клятвой ЛЮБИТЬ ДО ГРОБА.

И снова вопрос: ОТКУДА взялся этот зрелый, взрослый, объемный, серьезный взгляд на жизнь? Семейную жизнь. Эта смета. Пафос. Словно не он сам, а КТО-ТО в нем вдруг начал думать, подсчитывать, СОБИРАТЬСЯ С СИЛАМИ И ДУХОМ.

Кто этот КТО-ТО?
И почему мальчик СМОГ такое воспринять?
Значит, смог.
Способен.
Существо готово.
Система подходит.
Значит, россказни о детстве, недостатке опыта, незрелости – ложь? Или полуправда с уклоном на ложь, то есть на несостоятельность мальчишки.
Зря.
Ложь.
Наглая ложь.
Именно тогда, во втором классе, чуть раньше, чуть позже в мальчике пробуждается: РЫЦАРЬ, ПРИНЦ, БРАТ, ЖЕНИХ, ОТЕЦ, МУЖ. Дед и Патриарх, еще нет, но и на Деда мальчик поглядывает.

Например, когда у мальчика в семь лет умирает дед, и деда лошадь в телеге привозит домой, МАЛЬЧИК ЭТОТ ДЕНЬ ЗАПОМИНАЕТ НАВСЕГДА. И одну соломинку с той роковой телеги прячет в коробочку (сжимает в кулачке) и клянется хранить СОКРОВИЩЕ всю жизнь.

И да, он вскоре потеряет заветный коробок с соломинкой, НО ЗАПОМНИТ НАВСЕГДА и день, и соломинку, и коробочку, и клятву и вечер с Дедом до..

Мальчик, тот удивительный Мальчик внутри ЗНАЛ, Дед ушел, ЖИЗНЬ ИЗМЕНИЛАСЬ – МЫ ОСИРОТЕЛИ!

А потом он проведёт собственное расследование, уловит связь между вечерним проклятием злобной соседки, смертью деда и поклянется зарубить мерзкую старуху. И даже топорик припасет. Не топор, Мальчик не дурак, а топорик, вровень с ладонью, чтоб лучше сжать. И не как Раскольников, а как дитя гор! Раз ведьма проклятьем убила Деда, он отомстит за него. Вендетта! Око за око! Ветхий Завет! Закон гор! Древний Мир! Прямой, прочный, высоконравственный закон Возмездия. Откуда мальчик знает древний закон: «око за око»?

Может, поэтому Беруше во всяком возрасте хочется слушаться и бояться Порхуна? Может, это глубокое, древнее, генное ЗНАНИЕ,
ТОЧНАЯ ИНТУИЦИЯ – носки у мужчины всегда должны быть сухи, колчан полон, брюхо сыто!

Мужчину надо уважать.
И боятся.
И слушаться.
И быть Благодарной.
Это Он, МУЖЧИНА, ЖЕНЩИНЕ ДАЕТ ЖИЗНЬ, ДАЕТ СЕМЯ. Без мужчины не будет самого главного, ради чего живет Женщина, – ДИТЯ.

И мужчина не фосфор, не подсветка и не протеин. Женщина, не уважающая своего мужчину, губит и позорит и себя, и мужчину, и дом свой. И это не патетика – это УСТРОЙСТВО КОСМОСА, МИРОЗДАНИЯ, В КОТОРОМ ЖЕНЩИНА НЕ ПОСЛЕДНЯЯ КОМЕТА.

… А потом у Моцарта обязательно появляется Сальери, “лучший” друг настраивает нюхи, влюбляется в Берушу и становится главным врагом. И что делает мальчик? Что должен сделать настоящий мужчина, когда его женщине строят куры? Сражается. Бьется насмерть. Чтоб неповадно было. И пусть взрослые ужасаются, мол, бандит растет. Нет. Не бандит. И не растет, а УЖЕ ВЫРОС.

Первый мужчина Адам не знал детства, он был сотворен сразу взрослым. Потомки Адама по мужской линии, знают детство, но помнят ГОТОВУЮ ЗРЕЛОСТЬ АДАМА.

Крепко сказано.
Повторим!

Адам был сотворен сразу взрослым – Мужчина уже Мальчиком помнит эту Изначальную Зрелость Адама!

А откуда у второклассника уважение к родителям Девочки?
ПАПА И МАМА моей девочки! Удивительные люди! Высшие существа! Эльфы! И как это им удалось явить для меня такую красавицу. И как же они ее кормят, одевают, в музыкальную школу водят. Это все они. Это в их руках. Откуда Мальчик так проникновенно знает пятую Заповедь “Почитай Отца и Мать”?

Да это же зять! ЭТО ЖЕ ГОВОРИТ ЗОЛОТОЙ ЗЯТЬ!
Кто научил ТАК ВНИКАТЬ В СУТЬ ВЕЩЕЙ?

Мдааа… Тут дело попахивает полной сменой стереотипов! Мальчик-то оказывается не сопляк, а ГОТОВЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ ФУНДАМЕНТ ДЛЯ БУДУЩЕГО МУЖЧИНЫ, МУЖА, ОТЦА.

А потом, Он случайно по телевизору увидит сказку “Три орешка для Золушки”, вглядится в прекрасную Либушу Шифранкову и вдруг остолбенеет! Ба-а! Чудеса! Да это же она, моя Беруша! Точно! Один в один! Только она сейчас еще маленькая во втором классе, а тут в телевизоре она уже большая, верхом на Юрашике! Ух-ты!
КАКАЯ ЖЕ ТЫ КРАСИВАЯ, БЕРУША!
КАКАЯ КРАСИВАЯ БУДЕШЬ ВСЕГДА!!!



Добавить комментарий