ПЕРВЫЙ ВСТРЕЧНЫЙ БОГ

Иллюстрация: Майя Харитонова

Да, они пришли к нам не вовремя.
Мы не были готовы их встретить.
Мы не готовы к этому и сейчас.

А., Б. Стругацкие
«Дело об убийстве, или отель «У погибшего альпиниста»

 

Сперва риторический вопрос.

Для акцента выделю его жирным шрифтом, настолько он волнителен.

Вот он:

Должен ли инспектор полиции верить на слово первому встречному инопланетянину?

Если гуманоид хочет просто вернуться домой?

Мамой клянется, что сюда занесло случайно..

Мол, летел на Сатурн разнимать пьяных, и вот..

Пустые карманы выворачивает..

Чернозем из под когтей ссыпает..

Уговаривает связаться с астрономами, они видели, как его сбили..

Приглашает инспектора сопроводить его до дома, чтоб самому убедиться..

От кислородного удушья в обморок падает в конце концов..

Как быть?

Как поступит инспектор?

Я бы уступил. Я лицо безответственное. Для меня, если циклоп смотрит в глаза и грамотно говорит, значит он добряк.

Инспектор Питер Глебски, герой братьев Стругацких в «Отеле «У погибшего альпиниста», как известно, на уговоры кибернетика Симонэ и хозяина отеля Алека Сневара не пошел, и инопланетного Мозеса с подручными не отпустил.

И правильно сделал.

Настоящий профессионал.

Потому что только простофиля и романтик верит первому встречному гению, гуманоиду или богу.

Деловые люди так не поступают. Деловые доверяют, но проверяют. Сколько проверяют? – Сколько новоявленного гения, гуманоида и бога проверяют, столько и проверяют. Время, в данном случае, не имеет никакого значения.

Лучше проверять до смерти. Обычно только после смерти добрые гении, гуманоиды и боги проявляют свои лучшие качества. До их телесной кончины есть большая вероятность напороться на очередного заоблачного афериста со всеми вытекающими апокалиптическими последствиями. – Думать надо.

И все бы хорошо, да только нашелся в человечестве серьезный, деловой, ответственный персонаж, который взял и поверил на слово первому встречному богу.

Даже хуже – поверил чужому, неизвестному, из ниоткуда взявшемуся богу.

Поверил без проверки, рискнув всем самым дорогим.

И что самое поразительное – поверил ОБЕЩАНИЮ первого встречного бога, которое, внимание, выглядело абсолютной разводкой.

Вот оно:

Бытие глава 12: 1-3, глава 13: 14-17, глава 15: 1-5.

Специально утрирую. Снимите христианские очки и посмотрите на эти канонические тексты взглядом нового римлянина слесаря дяди Юры, который однажды сказал: «Ну а что Христос? Постоянной работы не имел, квартиры не имел, бродяжничал себе по Индии, или где там»..

 

Вслушайтесь:

– Аврам, видишь звездное небо?

– Вижу, Господи..

– Оно твое. Все. Целиком.

– Здорово, Господи..

– Аврам, во второй раз возведи очи твои и обозри горизонт.

– Обозрел, Господи..

– Нравится?

– Очень..

– Горизонт твой, Аврам..

– Ух-ты..

– Аврам, а теперь видишь песок земной?

– Он что, тоже мой?

– Твой..

– И что мне нужно сделать, чтобы все это на самом деле приобрести?

– ВСЕ. – Собери семью, вещи, продай квартиру, закрой бизнес, сними со счетов все сбережения и следуй туда, куда Я тебе укажу.

– Извини, Господи, а туда, куда Я тебе укажу, это где?

– Это там, куда Я тебя приведу.

– Хорошо, Господи, понял. А навигатор можно настроить?

– Я твой Навигатор..

*** *** ***

Хороший разговор, не правда ли? Это еще упрощенный вариант. На самом деле, как мы все наизусть знаем, в этих Диалогах речь шла о самом больном месте Авраама – долгожданном сыне, а так же о пожизненном Покровительстве от всех и вся.

Гм-м.

Не слишком ли много обещаний для короткого знакомства?

Не слишком ли большие требования для первого встречного бога?

*** *** ***

Посмотрим еще пример.

Вся книга Исход.

– Израиль! – Let my people go!

– Куда, Моисей?

– Через пустыню! В Землю Обетованную!

– Земля Обетованная? – А это что?

– ВСЕ!

Хорошо. Вышли. Идут по пустыне. Год, второй, третий, десятый..

– Моисей, так когда же? Хватит по кругу топтаться. Плохо нам тут, разве вы с твоим Богом не видите?

– Смотри-ка, плохо им! А вы не видите, что одежда ваша не тлеет и сандалии не сыплются?

– Да?

– Вглядитесь!

– Ого. Точно-о-о..

– Здорово, правда? Чудо! У кого так?

– Если честно не очень. А нельзя нам просто, как всем прочим мерзким язычникам с зарплаты самим на рынок за сандальками бегать?

–  Нельзя!

– Почему?

– Вы – ИЗБРАНЫ!

– Для чего?

– ДЛЯ ВСЕГО!

*** *** ***

Теперь Новый Завет. – Евангелие от Матфея 19: 16-22, Ев. Марка 10:17-31, Ев. Луки 18:18-30

Самый классический пример. Юный олигарх первый раз в жизни видит живого Пророка, рысью бежит к Нему и, вспоров коленями в песке две метровые лыжни, покорно замирает у Его ног (Ев. Марка 10:17).

Все.

Молодец.

Приземлился.

Дальше следует азбучный диалог отмеченный аж тремя евангелистами Матфеем, Лукой и Марком. Не знаю, правда, чем заслужил этот мажор столько чести? Думается мне, пиши Евангелие пророк Даниил, то эпизод с богатеньким Буратиной был бы опущен. – У Даниила все олигархи летели прямиком в львиный ров.

И что же спрашивает у первого встречного Мессии известный во всей округе толстосум?

– Учитель Благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

То есть, обратите внимание, он не в ученики напрашивается, а хочет просто стать еще лучше.

Дальше утрирование:

– Так что же ЕЩЕ, я должен сделать, чтобы нашему родному, старому и проверенному Богу ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПОНРАВИТЬСЯ?

– Что еще сделать? – Да ВСЕ!

– Но я и так ВСЕ делаю.

– Да? Ты уверен? Тогда изволь-ка – Vende omnia, quae habes, et sequere me

– …и-Извините, н-не понял?..

– Продай все, раздай нищим и следуй за Мной..

– … А.. кому,..кому раздать-то? Бедным родственникам, или нищебродам?

– Тем, КОМУ БЫСТРЕЕ!

Огорчился Буратино, встал с колен, раскланялся, пришел домой, сел на крайний табурет, глаза опустил. За столом напротив отец-фермер лобио ест.

Помолчали..

Дальше гипотетический разговор нормального, здравомыслящего фермера с наследником.

– Ну что он сказал?..- спрашивает отец.

– ..Он сказал,.. что я должен продать все и следовать за Ним..

–  Гм. То есть, продать твою долю?..

– Ну-да.. Все, что мне принадлежит..

– Ага. Так значит. А если я сейчас все под тебя подпишу, то ты вообще все хозяйство раздашь?

–  Ну-у.. да..

– Ага. И нас с матерью оставишь жить на одну римскую пенсию?..

– ..Я слышал Он сказал, что если искать прежде Царства Божьего, то все остальное срастется..

– Хорошо сказал. Правильно. Этому вся Тора учит. Извини, пожалуйста, а если ты раздашь все пришельцам, то у наших работников, то есть, у всего хутора, тоже все срастется? В наше-то время?..

– …

– А Пилат сразу же все земли перекупит, и на месте наших земель новую казарму поставит, как он того давно хочет, тоже у народа срастется?..

-.. Но ведь отец наш Авраам продал земли и за Богом пошел..

– Авраам арендный контракт халдейских пастбищных земель продал и в Землю Обетованную пошел. Домой то есть. А ты хочешь Обетованные пахотные паи за бесценок продать..

– Почему за бесценок?

– Тебе же быстро надо. Не перебивай. Обетованные пахотные паи за бесценок продать и римским халдеям под казарму отдать, разница есть?

-…

– Что молчишь?.. К тому же, Авраам: капитал, слуг, всю свою семью, взял с собой. А ты, как я понимаю, должен в одном комплекте на сборный пункт явиться?

-.. Моисей тоже все бросил и к горящему кусту побежал..

– Сын, ты меня не слышишь? Моисей и Авраам побежали от чужого к своему.

– Но ведь Его ученики тоже все оставили и последовали за Ним.

– Эти рыбаки? – Хе! У них, кроме лодки ничего нет! И они ни за кого, кроме своих семей не отвечают. Да и сети они, от мужиков слышал, нет-нет да забрасывают. А ты сможешь хотя бы раз в полгода на ферму заглянуть?  Вот почему твои рыбаки свою лодку, как пророк Елисей, соседям на дрова не распилили? Разве это честно? Если уж раздаем добро нищим, то всей компанией раздаем.

– Среди них есть один налоговый инспектор. У него было состояние, он все раздал..

– Коллаборационист? Награбленное?..

Снова помолчали..

– .. Если честно, пап, не настолько уж сегодня наши земли НАШИ. А еще были времена, сам знаешь, когда наоборот, по слову пророка Иеремии оставить землю Обетованную было прямой волей Божьей.

– Знаешь что, сын. Давай мы не будем больше бодаться. Я тебе сейчас кое-что расскажу, а ты подумай, есть в моем предложении рациональное зерно, или нет. Просто выслушай, а там решай. Как решишь, так и поступим. Хорошо?

Итак. Чтоб хуторяне были целы, а пророки сыты, предлагаю поступить так. Христос твой никуда не денется, он не первый год по Израилю круги наматывает. И мы ничего продавать не станем, но истинному Пророку Божию,.. что вздрогнул? – Удивлен? – Да. Я тоже верю в Иисуса из Назарета. Он – Пророк. Как и Иоанн Креститель. Который, кстати, учил не лицемерить, лишнего не брать и никого не обижать. И все. Никаких стихийных самосожжений. Но это семантика. Так вот. – Иисусу мы от души послужим. Верзеллий-то Галаадитянин, вспомни, во время смуты тоже царя Давида со свитой подкармливал. Так и мы, давай, скажем, раз в неделю, станем отправлять твоему Мессии и его рыбакам недельный провиант. Сколько их там?

– Христос, 12 апостолов и еще человек 40 актива.

– Ага – 50-60 человек. Что мы 50 человек не прокормим?

– Я не могу снова появиться пред Христом. Мне стыдно..

– А и не надо. Пусть наша помощь будет, как и подобает правоверным иудеям, анонимной.

– .. Ну не знаю?.. А до каких пор мы будем Христу помогать?

– Как Верзеллий. До воцарения истинного Царя Израиля в Иерусалиме.

– А как же Рим?

– До полной победы нового Иисуса Навина над язычниками. Ну? Разве Господь нас всех за это не благословит? По рукам, сын?..

*** *** ***

Возможно так все и было. Не обязательно богатый юноша вернулся домой и отец на него наорал.

Потом же, как это и положено у евреев, случилось обрезание, и после одной-двух гуманитарных бандеролей, помощь от богатого фермера прервалась. И каждый остался при своем, Христос – с Благодатью преумножения хлебов, Евангелия – без дальнейших упоминаний о добродетелях богатого юноши.

*** *** ***

Как бы там ни было, а трудно богатому поверить первому встречному гению, гуманоиду и богу.

Трудно, не столько из-за того, что есть что терять, богатые от того и богатые, что рисковые люди. В пределах основного капитала конечно.

И не от того, что встреча с Неизвестным сулит им кардинальные перемены – они всегда на острие.

А от того, что их самость, прихваты и капитал НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ для гениев, гуманоидов и богов абсолютно НИКАКОЙ ЦЕННОСТИ.

От того, что ВЕЛИКОЕ НЕИЗВЕСТНОЕ, ОБЕЩАЮЩЕЕ ПРОРЫВ К ЗВЕЗДАМ, «Лунной сонате», Царствию Небесному, является ОТВЕТОМ на ВЕЛИКУЮ МЕЧТУ И ПОЛНУЮ БЕСПОМОЩНОСТЬ, которой никакой врач, адвокат и бухгалтер не подмога.

*** *** ***

У Аврама с Сарой была глубокая внутрисемейная трагедия – бесплодие.

Моисей убивался за свой измученный народ..

Ассирийский военачальник Нееман тяжко страдал неизлечимой проказой..

Живой бог Египта фараон Сенусерт II поверил, что его стране грозит лютый голод, а еврейский юноша Иосиф говорит Дело..

Пророк Исайя и фарисей Савл на личной Аудиенции поняли, что вообще не знали своего БОГА..

Другой богатый юноша Елисей, вослед пророку Илии, возмечтал стать вторым еврейским космонавтом..

Киберентик Симонэ и хозяин отеля «У погибшего альпиниста» Алек Сневар всей душой хотели, чтобы Земля перестала сидеть букой в Солнечной системе и открылась братьям по галактике..

Список этот можно продолжать до бесконечности, как бесконечна сама жизнь, которая и движется благодаря тем, кто НЕ ПРОПУСТИЛ Часа Посещения своего.

*** *** ***

Необязательное послесловие.

В июне 1988 года, расквитавшись с 6 классом, я снова отдыхал в пионерском лагере. И там к нам, в соседний блок приземлились заграничные гости – чешские и польские пионеры. Ребята эти оказались просто замечательными, бесперебойно что-то стрекотали на своих, почему-то понятных нам языках, и всегда улыбались. У них даже не надо было ничего отбирать – они сами все дарили. Особенно хороши были их дискотеки с веселыми хороводами и восточноевропейской попсой. Среди поляков заметно выделялась одна тощенькая, в меру страшненькая и бесконечно добрая полячка Гоща. Я ею конечно не любовался, но искренне уважал, как волшебную палочку, которая не моя.

Но как бы не были бесконечны дни в детстве, лагерная смена скоро закончилась, и мы все, слезно обменявшись напоследок пионерскими галстуками (я с Гощей), разъехалось по своим странам. Затем, в начале июля, я сразу же стартовал в другой лагерь, потом под Курск в деревню к бабушке Луи де Фюнесу. Закрутило в общем.

Но прошло лето. Наступила осень. Снова пополз унылый школьный глист. И я сидел у себя в комнате за солдатиками. Как вдруг вошел отец и лукаво улыбаясь протянул странное, излепленное марками ПИСЬМО..

Это письмо было из Польши..

Да – это была Гоща..

Огненная капитошка полетела мне в лицо. Я загорелся! Я просто ошалел! Никогда еще девочка не писала мне писем! Тем более полячка. Срываясь на петуха я прогнал хихикающих в дверях отца с матерью, закрылся и судорожно открыл письмо. Письмо было на ломанном русском языке. И в нем, в этом письме была она – моя милая, добрая Гоща. Буквы поплыли, в ушах защебетал знакомый голосок, и я снова оказался в хороводе пионерского лагеря. В конце Гоща умоляла ответить ей и.. призналась, да – в *** ***

Я не ответил ей..

Я испугался..

Не важно, кого испугался – хихикающих родителей, или откровенности едва знакомой польской девочки, но, увы, я пропустил Час посещения Гощи.

А жаль..

Очень жаль..

Кто знает, может быть до сих пор у меня в Варшаве был бы добрый, искренний Друг..



Добавить комментарий